Как неожиданно выяснилось в предыдущей статье, «устаревший и вымирающий» PHP вовсе не торопится завернуться в простыню и медленно, не создавая паники, ползти на кладбище. Он уверенно занимает свои 79% рынка, и, судя по динамике, может ещё и нарастить эту долю. В то время как модный Python и серверный JS ушли в глухую оборону, а «тёплый ламповый» ASP.NET за последний десяток лет и вовсе слился с почти четверти рынка до его десятой части. Для танкистов, напомним – речь идёт именно о серверном программировании. Мы не касаемся таких динамично меняющихся направлений, как геймдев, DS и мобильная разработка, где есть свои фавориты и аутсайдеры.

Сегодня же речь пойдёт о не менее холиварной теме — CMS.

Итак, CMS, система управления контентом. В области высокой разработки эти три буквы звучат как самое настоящее ругательство. Дескать, все CMS кривые, медленные, не дают необходимый пользователю функционал, а тот, кто под них пишет, является жалким халтурщиком и не достоин высокого звания программиста. Но вот что мы видим в суровой реальности.

Тренды использования наиболее популярных CMS

Только 43,7% сайтов не имеют CMS, то есть работают либо на статических страницах, либо на собственных движках. При том, что ещё в 2011 году статистика была обратная – три четверти сайтов крутились на самоделках. С тех пор отчасти выросло качество самих CMS, отчасти в онлайн пришло большое количество новых пользователей. Большинство из них решило не изобретать велосипед и выбрало одну из готовых систем управления контентом, заточив её под свои нужды. И здесь тоже явно виден абсолютный лидер. Разумеется, это WordPress, который стоит на каждом третьем сайте в интернете. Дальше с большим отрывом идут Joomla и Drupal. В топ попали конструкторы Blogger и Wix, а также специализированные движки для интернет-коммерции PrestaShop, Shopify, Magento, OpenCart.

Отечественный Битрикс тоже попал в обзор с 0,7%. Как ему это удалось и чем объясняется бешеная популярность этой CMS в российских государственных и муниципальных учреждениях, при наличии альтернативных бесплатных и более удобных решений, остаётся загадкой (кто сказал «откаты»?) Но не будем о грустном. Лучше давайте посмотрим, как там стандартные движки борются за наши умы и души. Для этого есть смысл присмотреть к другой таблице.

Распределение рынка среди наиболее популярных CMS

Здесь лидерство WP ещё очевиднее. К 2014 году он занял свою долю рынка в 60% и с тех пор уверенно её удерживает. В отличие от Joomla и Drupal, которые понемногу сходят на нет. В области интернет-коммерции своя борьба. Качественный, но достаточно сложный с точки зрения разработки Magento понемногу уходит из массового применения, зато ширятся ряды фанатов у PrestaShop и пока ещё мало популярной в странах СНГ канадской SaaS-платформы Shopify.

Впрочем, и здесь WordPress наступает конкурентам на пятки. С появлением плагина WooCommerce, который очень быстро превратился, по сути, в полноценное решение для создания е-коммерции, количество малых и средних предприятий, решивших открыть интернет-магазин на базе именно этого движка стремительно растёт.

По оценкам того же w3techs.com на сегодня доля сайтов WP с плагином WooCommerce составляет 15,1%. Или 5,16% от всех существующих сайтов в интернете. Это много. Для сравнения, ближайший узкоспециализированный конкурент Shopify занимает всего 1,7% рынка.

Итак, как мы видим, CMS живут и исчезать не собираются. Конечно, они не сотворят для вас чудеса. Однако, если нужен стандартный блог, средней руки интернет-магазин на несколько сотен наименований или корпоративный сайт, то коробочные решения станут идеальным вариантом по сочетанию цена/качества. Тем более, в руках грамотного специалиста. С тем же WP вы можете получить уникальный дизайн, локализацию на нужные языки, комплексные решения по безопасности и сео-оптимизации, довольно высокую скорость работы и интеграцию с социальными сетями.

Стоит упомянуть ещё одну и, пожалуй, главную претензию к стандартным CMS – это общее убеждение о том, что они не годятся для высоконагруженных проектов. Приведём только один пример.

Американский журнал Variety

По рейтингу AlexaRank занимает 586 место среди сайтов США и 1978 место в мире. 1,5 миллиона просмотров и более 800 тысяч уникальных посетителей в день (по данным на август 2019) CMS WordPress. Выводы делайте сами.