Особенность такого сайта – это жёсткая структура каждого материала. Единичной записью в данном случае будет карточка фирмы, со стандартными полями. Наименование, краткое и полное, телефон, адрес, сайт, описание, реквизиты, время работы, ассортимент товаров / услуг. По вкусу добавляем соль, перец, мясо чёрной сороконожки галерею фотографий, каталоги, отзывы благодарных и не очень покупателей. Обычно на такие сайты добавляют ещё небольшую текстовую часть со статьями по теме, но она в данном случае не главное. А главное – как раз база организаций, которую вы предлагаете своим посетителям.

Запускать его можно в тех же нишах, где обычно делают статейники – финансы, авто, стройка, красота и здоровье, гастрономия.

Где деньги, Зин?

Начнём с конца – каким образом всё это дело монетизируется?

Обычная схема работы с сайтом-каталогом такова. Вы при помощи поисковиков и разных мунициальных справочников составляете список предприятий в своей сфере. Из них заносите на сайт примерно четверть и оставляете на пару месяцев, пока не пойдёт первый поисковых трафик.

Второй шаг – вы начинаете писать / обзванивать по оставшимся предприятиям, рассылая стандартное письмо, в котором будет информация о вашем сайте и приглашение бесплатно (!) стать участником вашего каталога. И предлагаете простую анкету, которую они могут заполнить, чтобы стать участниками. Чтобы слегка взбодрить собеседников, можно сказать, что бесплатным это предложение будет только ближайшие пару месяцев, по акции.

По итогам этого шага у вас формируется база данных организаций, которые, во-первых, положительно к вам относятся и выразили желание с вами сотрудничать. Во-вторых, посещают ваш сайт и дают на него ссылки своим знакомым и клиентам.

Думаю, вы уже догадываетесь, откуда появятся деньги. Это и будет третий шаг – вы проходите по своей базе тех, кто уже с вами сотрудничает и предлагаете им ВИП-размещение. Это может быть что угодно – приоритет при выдаче по запросу, рекламный модуль, подробная статья вместо краткой справки. Очевидно, что если в каталоге у одной фирмы только адрес и название, а у другой фотография улыбающегося директора, перечень скидок и акций и подробная фотогалерея, то шансов будет больше у второй. Наконец, вы можете предложить публиковать от их имени новости, информации об акциях, какие-то обзоры, с прямой ссылкой на их сайт либо на их карточку в вашем каталоге.

Дело техники

С технической точки зрения существует несколько способов сделать такой продукт. Мы рассматриваем варианты с использованием WordPress, который мы применяем во всех своих проектах и рекомендуем всем своим друзьям. Конечно, можно предложить и альтернативные варианты – написать свой движок с нуля, использовать любую другую хорошую CMS или разработать сайт на фреймворке. Но все они займут больше времени и ресурсов. Поэтому мы остановимся на старом добром WP.

Первое, и самое простое – не мудрствовать лукаво, а нарисовать в html табличку, в которой слева будут названия полей «адрес», «e-mail», «название», «описание» и т.д. А справа, собственно данные по фирме. Это и будет ваша заготовка для карточки фирмы. Потом нужно просто взять любую приглянувшуюся тему и заполнять её, вставляя в каждую запись вашу табличку как html-код. Как и в случае с большинством простых решений, получится не слишком функционально, но надёжно и вполне работоспособно.

Второй путь – купить готовую тему, предназначенную для создания сайтов каталогов. На западных ресурсах их более чем предостаточно. Вы просто заходите на themeforest.net и ищете подходящую тему. Для того, чтобы было на что ориентироваться, можно посмотреть следующие качественные каталожные темы:

Listify, Motors, Superlist, Workscout, Listable, Jobify, Service Finder WordPress, Point Finder, Classiads, Directory Portal, Business Finder, Medical WordPress, Directory Plus.

По каждой из них есть примеры и качественная документация. Плюсы очевидно – богатый функционал, карта, классный дизайн. Минусы – как правило, потребуется русификация, карты только GoogleMap, который платный и не слишком лоялен к российским пользователям.

Третий путь – модифицировать существующую тему самому либо заказать разработку у специалиста. При этом сам процесс разработки будет примерно следующим:

  • создание дочерней темы.
  • разработка оформления главной страницы, архива и единичной записи,
  •  создание нового типа записи,
  • формирование дополнительных полей записи,
  • создание шаблонов главной, архива и единичной записи,
  • написание дополнительного функционала для поиска записей.

Три ложки дёгтя

Не стоит воспринимать сайт-каталог, как какую-то чудо-машину для зарабатывания кучи бабла. Технические трудности решить не так сложно, а вот организационных вопросов будет масса. Нужно иметь в виду такие моменты:

1 Как и любой проект, рассчитанный на получение поискового трафика, сайт-каталог это «игра вдолгую». Первые посетители придут через 2-3 месяца, а на 1000 уников в день вы выйдете в лучшем случае к концу первого года. Ускорить этот процесс за счёт агрессивной рекламы не получится – скорее попадёте под санкции поисковиков и навредите сами себе. Так что наберитесь терпения.

2 Получать доход на автопилоте тоже не получится. Конечно, всегда можно прикрутить на сайт директ или адсенс или большой баннер партнёрки по увеличению члена, но принесёт это копейки. Хотите монетизации – придётся писать, звонить и общаться по всем предприятиям. Либо самому, либо нанимать людей, а это тоже деньги.

3 Фирмы живут не в безвоздушном пространстве. Они закрываются, меняют название, переезжают, на их месте появляются новые. Это к тому, что за каталогом придётся постоянно следить и актуализировать. Вечных статей не получится.

Тем не менее, сама идея стоит того, чтобы ей заниматься. Имея при этом в виду не быстрые деньги, а проект, рассчитанный на срок 4-5 лет. Где первый год вы будете вкладывать свои деньги и силы, наполнять каталог, выстраивать деловые связи с рекламодателями, выходить на рост трафика. А оставшиеся годы – получать деньги и поддерживать сайт в работоспособном состоянии.

Кстати, ещё одна интересная ниша, очень близкая для такого рода проектов – это B2B-сайт, который тоже представляет собой каталог услуг или оборудования но не для частников, а для предприятий. Пример – сайт про экскаваторы, про спецтехнику, про трубопроводы и т.п. Но это тема отдельной большой статьи.