Общее количество онлайн-курсов в интернете растёт в геометрической прогрессии. Лично у меня вся новостная лента забита рекламными постами от персонажей, которые спят и видят, как бы сделать меня богатым и счастливым. И физиономии у всех – одна другой честнее. Дело выгодное. По данным ICF Russia Chapter, выручка так называемых «коучей» в России за 2019 год составила около 100 миллионов долларов.

Всё труднее становится отличить нормальное обучение, на котором можно получить какие-то знания, от очередной инфоцыганщины. Невольно закрадывается мысль – а есть ли вообще оно, нормальное обучение? Самое грустное, что есть, но из-за агрессивного маркетинга лохотронщиков, найти его становится всё сложнее и сложнее. Как человек, убивший на разные псевдо-курсы не один месяц своей жизни и не один десяток тысяч рублей, я решил обобщить собственные мысли на этот счёт. Возможно, кому-то пригодится.

1 Предметность. Обучение должно давать реальные профессиональные навыки. На курсах для сварщиков должны учить сваривать. На курсах для флористов – подбирать букеты. Если вас будут учить не «делать работу», а «зарабатывать деньги на том-то и том-то» или «поменять настрой и стать богатым» это уже инфоцыганщина в чистом виде.

Обычно всё становится понятно на завлекающих вебинарах. Если человек на ваших глазах шьёт платье, пишет код, рисует акрилом или паяет схему, в общем, делает с помощью своих рук и головы что-то полезное, то он молодец. Если два часа вещает о том, что вы получите уникальный шанс изменить свою жизнь и требует выполнять дебильные упражнения… В общем, как в детском стихотворении – я такого не хочу даже ставить в книжку.

2 Реклама. Арендовать коттедж для фотосессии? – в Москве это стоит от 5 тысяч рублей за сутки. Арендовать яхту? – от 7 тысяч рублей. Арендовать «Лексус», «Ролекс», дорогие шмотки, офис, девицу модельной внешности? – в общем, вы поняли. Достаточно открыть любой сайт с объявлениями. Если реклама давит на эмоции красивой жизни, а точнее, её атрибутов, лучше не тратьте своё время, а сразу отправляйте в спам.

Никому не придёт в голову всерьёз воспринимать ролики от казино «три топора», где молодой бритоголовый актёр обнимает девиц в купальницах и разбрасывает купюры. Но люди до сих пор терпят очередного бизнес-гуру, который записывает своё видео за рулём арендованной машины, во взятом напрокат костюмчике.

3 Бесплатности. Профессионалы много и часто выкладывают бесплатные материалы. Полезные ссылки, ответы на сложные вопросы, примеры работ, подсказки, онлайн-уроки. Им не трудно. Это их работа, которую они ведут постоянно и им есть что показать. Если все секреты будут только в закрытом чате, и только после оплаты денежкой – значит никаких секретов нет и показать нечего.

4 Культура общения. Тут, в общем-то, тоже всё понятно. Если перед вами сопливое хамло, которое отрастило бородёнку и начало вам с первых шагов тыкать, хамить, панибратски указывать, сразу отправляйте такого наставника в чёрный список. Если человек не умеет себя даже адекватно вести, то вряд ли он умеет что-то ещё. Просто подумайте – если с вами так разговаривают, ещё не получив деньги, то что будет потом?

5 Возраст. В моде 16-летние миллиардеры и 20-летние миллионеры, торгующие секретами своего взлёта. Правда, если поскрести, то обычно за каждым таким мальчиком и за каждой девочкой видны серьёзные взрослые, которые серьёзно в них вложились. И даже если допустить самостоятельное появление юных гениев, то это ещё не показатель того, что они способны чему-то научить. Человек должен получить определённый жизненный опыт, обдумать свои знания, обобщить их, научиться доносить и передавать свои мысли. Без обид, но при прочих равных я лучше буду учиться у хмурого мужика в годах, чем у школотрона-вундеркинда с горящими глазами.

6 Срок обучения. Чтобы научить человека проектировать авиадвигатели или делать операции на сердце, нужны годы. Чтобы научить вести аккаунт в инстаграмме, обслуживать интернет-магазин или настраивать рекламку годы не нужны. Сейчас курсы становятся всё длиннее, туда стараются впихнуть всё больше информации. Это очень напоминает старый недобрый принцип «торговли в нагрузку». Некоторые вообще предлагают вносить абонентскую плату и учить вас до бесконечности. Вам это надо?

7 Автопроверки. Ещё одна модная тенденция. Это когда организаторам лень самим проверять домашки и они прикручивают на сайт тесты. Особенно модно в обучении проектированию. Ясно, что отсутствие обратной связи с живыми людьми умножает на ноль любые попытки чему-то научиться таким образом.

8 Обещание трудоустройства или предоставление клиентов. Распространённый и ни к чему не обязывающий маркетинговый ход. Помощь в трудоустройстве сводится к тому, что вам подскажут, как заполнить резюме, а таких рекомендаций в сети полно. Хороших клиентов ученикам тоже никто не отдаст. За очень-очень редким исключением, на которое лучше не рассчитывать.

А по большому счёту практически вся информация, которой можно обучить заочно, и без того есть на торентах или даже вполне легально в Ютубе в открытом доступе. Ещё есть хорошие образовательные платформы Coursera, Stepik, OpenEdu, Intuit, где тоже огромное количество материала.

Получить программы и темы, которые требуются по вашей теме можно на тех же онлайн-курсах, хоть платных, хоть бесплатных. Ответы на вопросы есть на тематических форумах. Практика – на биржах фриланса. От вас требуется только старание и желание учиться. Если его нет, то и платное обучение не спасёт.