У экономистов есть такая любопытная концепция – «опережающее предложение». Собственно, это одна из немногих вещей из экономики, которая действительно работает. Суть в следующем. Согласно классической рыночной теории, главное в экономике – это спрос. А бизнес, ориентируясь на него, предлагает свои услуги и продукты. Что же касается государства, то оно только мешает, влезая, как слон в посудную лавку, в эти тонкие и равновесные процессы.

Идея «опережающего предложения» переворачивает эту картину мира с головы на ноги. А именно, согласно ей потребитель понятия не имеет, что ему нужно. Базовых потребностей у человека немного – еда, жильё, одежда. Кое-как их удовлетворяя, люди могут жить при одном и том же укладе веками и тысячелетиями, как это имеет место быть в традиционных обществах. Поэтому, чтобы было развитие, потребности стимулируют искусственно.

Пока не придумали мобильный телефон и не навязали его миллиардам, люди вообще не догадывались, что не могут жить без этой штуки. Пока не начали открывать барбершопы, мужики спокойно стриглись в общих парикмахерских. Пока не появились стеклопакеты, все запросто заклеивали окна на зиму и не чирикали. Пока не изобрели порох и пулемёты… В общем, идея понятна. Человек не знает, что ему надо. Ему предлагают – он обнюхивает, осторожно осматривает, трогает лапкой, потом решает «А классная штука-то! Надо брать». Так формируются новые бренды и новые отрасли.

Ещё отчётливее это видно на примере государственного планирования. Пётр Первый завозит картошку, которую никто не хочет сажать и есть. Николай I с графом Клейнмихелем начинают строить железные дороги, по которым особо и возить нечего, вбухивая туда миллионы золотых рубликов. Сталин проводит индустриализацию, возводя комбинаты, для продукции которых ещё нет потребителей.

И вот здесь очень тонкий момент. Опережающее предложение не предсказывает завтрашние потребности. Оно их формирует. Государство строит дороги куда-то в пустоту, в пока ещё не заселённые регионы, запускает энергосистемы с избыточными мощностями – и в тех пустынных регионах начинается развитие. Оно именно потому и начинается, что для этого созданы предпосылки, сформированы новые ветви на дереве возможностей.

Убыточные космические программы с триллионными расходами США и СССР, пустые города-призраки, которые сегодня строит Китай, инфраструктурные проекты Путина из ниоткуда в никуда – это всё продиктовано именно идеей опережающего предложения. Или если угодно, созданием самосбывающихся пророчеств. Это инвестиции в будущее, попытки застолбить там место. А места в будущем стоят очень дорого.