Карта 7. Цивилизации и циклы

Идея сравнить общество и единый организм не нова. Например, можно вспомнить притчу римского политика Менения Агриппы, который описывал римский социум как общее тело, где патриции выполняли функции желудка, а плебеи – рабочих рук. Фактически получается что-то типа брюхоного моллюска, типа спрута или осьминога, у которого есть только пищеварительный мешок и щупальца, которые подгребают туда еду. Вряд ли товарищ Агриппа имел в виду такую картинку, но получилось очень похоже на Римское государство.

Дальнейших ход мысли тоже логичен – раз мы говорим про живого организма, значит можно попробовать описать общественные процессы в биологических категориях. Зарождение, рост, усиление, пик развития, упадок. Невзирая на очевидность идеи, в античной культуре и философии Востока таких попыток не делалось.

Впервые нечто подобное придумал неаполитанец Джамбаттиста Вико в XVII веке. Он написал книгу «Основание новой науки об общей природе наций». Писал её всю жизнь, для издания влез в долги и был вынужден распродать семейные драгоценности. Текст очень специфичный, написан в стилистике барокко и мало понятен современному читателю. Например, добрая половина книги – это описание разных эмблем, где в аллегорических формах изображены идеи автора. В качестве базовых источников выступают библейские мифы, античные авторы и суеверия средневековья. Говорить о каком-то научном анализе не приходится, так что взять оттуда можно только общий подход.

А он заключался в следующем. По Вико человечество проходит последовательное развитие через циклическое развитие отдельных наций. Вико назвал семь древних цивилизаций: евреи, халдеи-ассирийцы, скифы, финикияне, египтяне, греки, римляне. Все нации произошли от библейских персонажей – сыновей Ноя, который спасся от всемирного потопа. От Сима произошли народы Востока, от Иафета – народы Европы, от Хама – народы Африки и Южной Азии.

Каждая цивилизация внесла свой вклад в историю, а также заимствовала достижения предыдущей. Финикиняне, мореходы и торговцы, восприняли «народные буквы» Халдеев и методы измерения, перенеся их в свою очередь египтянам. Греки начали философствовать, а римляне прокачали юриспруденцию.

Что касается циклов, через которые проходят нации в своём развитии, то Вико ссылался на изречение Геродота:

«Египтяне все время мира, протёкшее до них, сводили к трём векам: первому – веку богов, второму – веку героев, третьему – веку людей».

Соответственно, на первом этапе в обществе была теократия, власть жрецов. На втором – аристократия. И на третьем – демократическая республика или представительная монархия.

Цивилизационный и формационный подходы

С XIX века начался бум разработки разных социальных, политических и исторических концепций. В основном авторы разошлись на два больших лагеря, которые почему-то принято противопоставлять. В советской историографии их обозначают как «цивилизационный подход» и «формационный подход».

Второй вариант предполагает, что всё человечество едино и развивается по одной схеме. Разница только в том, что в одних уголках земного шара люди пока отсталые и не знают своего счастья, а в других уже более продвинутые по пути развития. Схемы предлагались разные. Например

1. «Дикость – Варварство – Цивилизация» – предложил некто Адам Фергюссон в начале XIX века.

2. «Детство (страны Древнего Востока) – юность и зрелость (Древняя Греция и Рим) – бодрая старость (Европа)» – предложил Гегель.

3. «Древний мир – Средние века – Новое время» – предложил Жан Боден.

4. «Аграрное общество – Индустриальное – Постиндустриальное» – предлагали японец Кумарасвами и англичане Белл и Тоффлер.

5. «Первобытный коммунизм – Рабовладение – Феодализм – Капитализм – Коммунизм» – предложили марксисты.

Как видим, все они сделаны по примерно одной искусственной схемы, взятой у того же Вико. Трёхчленное деление, с разными названиями и основной идеей, что раньше люди были глупые и отсталые, а мы сейчас умные и на вершине развития. Единственное исключение в построении марксистов, но и то в их трудах три первые формации различаются слабо и описываются одним общим куском. Разница только в том, что разные авторы обращали внимание на разные признаки – одни ставили во главу угла культуру, другие экономику.

Идеологически формационный подход оказался очень востребован по одной простой причине: если мы принимаем, что всё человечество развивается по одному и тому же плану, то «более развитая» нация получает моральное право и обоснование для того, чтобы навязывать свою волю нациям «менее развитым». То есть, мы не просто пришли к ним пограбить их ресурсы и потрахать их женщин, а несём великую историческую миссию – помогаем отсталым дикарям построить светлое будущее. Это очень удобно для пропаганды как среди собственных граждан, так и среди граждан стран-мишеней.

Такую мессианскую идею продвигали и коммунистические режимы («интернациональный долг», и либеральная идеология («демократические ценности, порядок, основанный на правилах» и прочие штампы американской пропаганды), и фашизм («бремя белого человека»).

Именно реакцией на агрессивные построения формационщиков стал цивилизационный подход. Суть его в том, что все цивилизации разные, все живут в разных климатических и географических условиях, сидят на разных ресурсах, у каждой сложилась своя культура и свои традиции и не стоит всех причёсывать под одну гребёнку. Обычно такие построения ядовито критикуются оппонентами с помощью убийственного, по их мнению, довода «географический детерминизм». В формационном подходе говорить о том, что условия существования влияют на цивилизацию, считается дурным тоном.

Впервые цивилизационный подход был описан в фундаментальном 12-томном сочинении Арнольд Тойнби «Постижение истории». Тойнби с британской основательностью изучил мировую историю и выделил 30 цивилизаций, отличающихся уникальными неповторимыми чертами. Причинами возникновения цивилизаций служили вызовы внешней среды. Каждая из цивилизаций проходила в своём развитии стадии возникновения, роста, надлома и распада. Внутренняя структура цивилизаций основывалась на функциональном членении на «творческое меньшинство», массы и «пролетариат». Каждая цивилизация руководствуется своими культурными нормами, поэтому нет градации на развитых и развивающихся.

В Германии примерно в то же время Освальд Шпенглер пишет свою не менее знаменитую книгу «Закат Европы». Она меньше по объёму, всего два тома, цивилизаций у него тоже поменьше.

1. Арабо-византийская

2. Египетская

3. Индийская

4. Китайская

5. Майанская (Мексиканская)

6. Греко-римская (Античная)

7. Западноевропейская

8. Русско-сибирская (зарождающаяся культура)

Да и подход другой – в отличие от Тойнби Шпенглер не вникает в то, что там было на самом деле и не приводит исторические факты, а больше излагает своё собственное видение, как там мыслили и воспринимали мир разные народы. Всё это базируется на символах, мистике и абстрактных рассуждениях. В общем, логика повествования скорее поэтическая и философская, чем научная.

Наконец, в России в этом духе писали менее известный Николай Данилевский и куда более известный Лев Гумилёв (чью теорию, как наиболее последовательную, ниже разберём подробнее).

Если обязательно выбирать одно из двух, то цивилизационный подход выглядит менее идеологизированным и более близким к реальности. История цивилизаций больше всего напоминает обычную эволюцию с похожими законами. Человеческие сообщества действительно развивались в разных условиях и существенно отличаются друг от друга. Они распространяли свой ареал, поглощали друг друга, приходили в упадок от катастроф и эпидемий, уничтожали экосистему или учились жить с ней в гомеостазе, делились на обособленные части, обменивались технологиями, культурными традициями, методами организации производства и общества.

Более сильные и приспособленные могли уничтожать менее продвинутых, но при этом в изменяющихся условиях победитель и побеждённый могли поменяться местами. Самый яркий пример – Европа колонизировала и грабила Африку, Азию, Ближний Восток, но при этом через какое-то время столкнулась с демографическим кризисом и вымиранием, в то время как население этих стран, существующих в своих культурных традициях, только растёт.

В биологии было бы странно утверждать, что человек – это венец развития, и что все живые существа, от бациллы до муравья в процессе эволюции рано или поздно должны стать именно человеками. Во всяком случае у каждой крупной группы живых существ – моллюсков, членистоногих и тетрапод – свой путь и свои механизмы выживания. И ещё не очевидно, кто в итоге останется на планете последним. Поэтому немного глуповато навязывать другим обществам свою модель развития как единственно верную.

Теория этногенеза

Учение Гумилёва предполагает четыре основные идеи.

1. Суперэтнос – фактически то же самое, что цивилизация.

2. Пассионарность – особая биологическая энергия, которая характеризует активность общества.

3. Пассионарный толчок и этногенез – воздействие из Космоса, в результате которого на Земле возникают очаги пассионарной активности, формируются новые этносы

4. Цикл существования этноса. Занимает примерно 1200 лет.

Этнос

Главный труд Гумилёва «Этногенез и биосфера» на 2/3 посвящён понятию «этнос» или «этническая система». Этнические системы являются одновременно:

  • биологически обусловленными сообществами людей, подобным львиным прайдам или муравейникам;
  • формой приспособления людей к ландшафту;
  • взаимно комплементарными группами людей, осознающих своё единство и противопоставляющих себя другим этническим системам;
  • группами людей со сходным стереотипом поведения;
  • группами людей, имеющих общее происхождение и синхронную историю;
  • устойчивыми эволюционирующими системами;
  • иерархическими структурами.

Гумилёв различает более и менее крупные группы. Самые важные:

Суперэтнос. Самая крупная этническая система. Состоит из этносов. Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Примеры: российский, европейский, тюркский, римский, мусульманский суперэтносы.

Этнос. Этническая система более низкого порядка, обычно в обиходе называемая народом. Члены этноса объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь с ландшафтом, место развитием этноса и, как правило, включающим религию, язык, политическое и экономическое устройство. Этот стереотип поведения обычно называется национальным характером.

Субэтнос. Части этноса, обычно жёстко привязанные к определённому ландшафту и связанные общим бытом или судьбой. Примеры: поморы, старообрядцы, казаки.

Если не вдаваться в детали, то суперэтнос – это то же самое, что цивилизация у Тойнби или Шпенглера.

Пассионарность

Человеку от рождения присущ определённый уровень пассионарности, то есть, жизненной активности. Если он мал, то человек прозябает и медленно деградирует, если велик – то пытается чего-то достичь, не сидит на месте, борется и идёт по головам. Свои задачи представляются пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни, счастья современников и соплеменников. Если уровень средний, то ведёт спокойную жизнь нормального обывателя. Для её оценки предлагается шкала от 6 до -2.

Р6 – жертвенность

Р5 – стремление к идеалу победы

Р4 – стремление к идеалу успеха

Р3 – стремление к идеалу знания и красоты

Р2 – поиск удачи

Р1 – стремление к благоустройству без риска

Р0 – жизнь тихого, адаптированного к биоценозу обывателя

Субпассионарии

Р-1 – неспособность регулировать вожделения

Р-2 – неспособность удовлетворять вожделения

Жизнь этноса в целом зависит от процентного соотношения особей. Чем больше пассионариев, тем агрессивнее общество, в нём происходят либо гражданские войны и революции, либо начинается внешняя экспансия. И, соответственно, с гибелью значительной части пассионариев, агрессия утихает, общество замыкается в себе, начинает вести тихую жизнь, пока не сходит на нет.

Пассионарный толчок и этногенез

Время от времени происходят массовые мутации, повышающие уровень пассионарности (пассионарные толчки). Они продолжаются не дольше нескольких лет, затрагивают узкую, до 200 км, территорию, расположенную вдоль геодезической линии и тянущуюся несколько тысяч километров. По Гумилёву они вызываются узкими пучками какого-то неизвестного космического излучения, тянущегося по поверхности земли.

В результате в обществе, затронутом излучением, рождается много пассионариев, возникает тот самый пассионарный толчок. Что это за излучение, каков его характер и от какого объекта оно исходит – автор не пишет и не особо интересуется этой мыслью. Осторожно выдвигается мысль, что это может быть луч жёсткого излучения от солнечного протуберанца.

Пассионарные толчки, описанные Гумилёвым.

I (XVIII век до н. э.).

Египтяне-2 (Верхний Египет). Крушение Древнего царства. Завоевание гиксосами Египта в XVII в. Новое царство. Столица в Фивах (1580 г.) Смена религии. Культ Озириса. Прекращение строительства пирамид. Агрессия в Нумибию и Азию.

Гиксосы (Иордания. Северная Аравия).

Хетты (Восточная Анатолия). Образование хеттов из нескольких хатто-хуритских племён. Возвышение Хаттуссы. Расширение на Малую Азию. Взятие Вавилона.

II (XI век до н. э.).

Чжоусцы (Северный Китай: Шэньси). Завоевание княжеством Чжоу империи Шан Инь. Появление культа Неба. Прекращение человеческих жертвоприношений. Расширение ареала до моря на востоке, Янцзы на юге, пустыни на севере. Скифы (Центральная Азия).

III (VIII век до н. э.).

Римляне (центральная Италия). Появление на месте разнообразного италийского (латино-сабино-этрусского) населения римской общины-войска. Последующее расселение на среднюю Италию, завоевание Италии, закончившееся образованием Республики в 510 г. до н. э. Смена культа, организации войска и политической системы. Появление латинского алфавита. Самниты (Италия). Эквы (Италия). Галлы (южная Франция).

Эллины (средняя Греция). Упадок ахейской критомикенской культуры в XI–IX вв. до н. э. Забвение письменности. Образование дорийских государств Пелопоннеса (VIII в.). Колонизация эллинами Средиземноморья. Появление греческого алфавита. Реорганизация пантеона богов. Законодательства. Полисный образ жизни, Лидийцы. Киликийцы (Малая Азия).

Персы (Персида). Образование мидян и персов. Дейок и Ахемен – основатели династий. Расширение Мидии. Раздел Ассирии. Возвышение Персиды на месте Элама, закончившееся созданием царства Ахеменидов на Ближнем Востоке. Смена религии. Культ огня. Маги.

IV (III век до н. э.).

Сарматы (Казахстан). Вторжение в европейскую Скифию. Истребление скифов. Появление тяжелой конницы рыцарского типа. Завоевание Ирана парфянами. Появление сословий.

Кушаны-согдийцы (Средняя Азия). Хунны (южная Монголия). Сложение хуннского родоплеменного союза. Столкновение с Китаем. Сяньби. Пуё.

Когурё (южная Маньчжурия, Северная Корея). Возвышение и падение древнего корейского государства Чосон (III–II вв. до н. э.). Образование на месте смешанного тунгусо-маньчжуро-корейско-китайского населения племенных союзов, выросших впоследствии в первые корейские государства Когуре, Силла, Пэкче.

V (I век).

Готы (южная Швеция). Переселение готов от Балтийского моря к Чёрному (II в.). Широкое заимствование античной культуры, закончившееся принятием христианства. Создание готской империи в Восточной Европе.

Славяне. Широкое распространение из Прикарпатья до Балтийского, Средиземного и Чёрного морей. Даки (современная Румыния).

Христиане (Малая Азия, Сирия, Палестина). Возникновение христианских общин. Разрыв с иудаизмом. Образование института церкви. Расширение за пределы Римской империи.

Иудеи-2 (Иудея). Обновление культа и мировоззрения. Появление Талмуда. Война с Римом. Широкая эмиграция за пределы Иудеи.

Аксумиты (Абиссиния). Возвышение Аксума. Широкая экспансия в Аравию, Нубию, выход к Красному морю. Позже (IV в.) принятие христианства.

VI (VI век).

Арабы-мусульмане (Центральная Аравия). Объединение племён Аравийского полуострова. Смена религии. Ислам. Расширение до Испании и Памира.

Раджпуты (долина Инда). Низвержение империи Гупта. Уничтожение буддийской общины в Индии. Усложнение кастовой системы при политической раздробленности. Создание религиозной философии Веданты. Троичный монотеизм: Брама, Шива, Вишну.

Боты (южный Тибет). Монархический переворот с административно-политической опорой на буддистов. Расширение в Центральную Азию и Китай. Табгачи.

Китайцы-2 (северный Китай: Шэньси, Шаньдун). На месте почти вымершего населения северного Китая появились два новых этноса: китайско-тюркский (табгачи) и средневековой китайский, выросший из группы Гуаньлун. Табгачи создали империю Тан, объединив весь Китай и Центральную Азию. Распространение буддизма, индийских и тюркских нравов. Оппозиция китайских шовинистов. Гибель династии.

Корейцы. Война за гегемонию между королевствами Силла, Пэкче, Когуре. Сопротивление танской агрессии. Объединение Кореи под властью Силла. Усвоение конфуцианской морали, интенсивное распространение буддизма. Формирование единого языка.

Ямато (Японцы). Переворот Тайка. Возникновение центрального государства во главе с монархом. Принятие конфуцианской морали как государственной этики. Широкое распространение буддизма. Экспансия на север. Прекращение строительства курганов.

VII (VIII век).

Испанцы (Астурия). Начало Реконкисты. Образование королевств: Астурия, Наварра, Леон и графства Португалия на базе смешения испано-римлян, готов, алан, лузитан. Франки. Саксы. Раскол империи Карла Великого на национально-феодальные государства. Отражение викингов, арабов, венгров и славян. Раскол христианства на ортодоксальную и папистскую ветви.

Скандинавы (южная Норвегия, северная Дания). Начало движения викингов. Появление поэзии и рунической письменности. Оттеснение лопарей в тундру.

VIII (XI век).

Монголы (Монголия). Появление «людей длинной воли». Объединение племен в народ-войско. Создание законодательства – Ясы и письменности. Расширение улуса от Жёлтого до Чёрного моря.

Чжурчжэни (Манчжурия). Образование империи Цзинь полукитайского типа. Агрессия на юг. Завоевание северного Китая.

Самураи в Японии. После этого Япония иллюстрирует интерференцию ПТ VII и XI веков и в конечном итоге переход японского этногенеза с линии ямато на самурайскую линию. Например революция Мэйдзи и отстранение самураев от власти это признак надлома самурайского этногенеза.

IX (XIII век)

Литва. Создание жёсткой княжеской власти. Расширение ВКЛ от Балтийского до Чёрного моря. Принятие христианства. Слияние с Польшей.

Великороссы. Исчезновение Древней Руси, захваченной Литвой (кроме Новгорода). Возвышение Московского княжества. Рост служилого сословия. Широкая метисация славянского, тюркского и угорского населения Восточной Европы.

Турки-османы (запад Малой Азии). Консолидация османским бейликом активного мусульманского Населения Ближнего Востока, пленных славянских детей (янычары) и морских бродяг Средиземноморья (флот). Султанат военного типа. Оттоманская Порта. Завоевание Балкан, Передней Азии и Северной Африки до Марокко.

Эфиопы (амхара, Шоа в Эфиопии). Исчезновение Древнего Аксума. Переворот Соломонидов. Экспансия эфиопского православия. Возвышение и расширение царства Абиссиния в Восточной Африке.

Кроме того, в трудах Гумилёва разбросаны упоминания о других толчках, почему-то не сведённых автором в общую таблицу. К ним принадлежит пассионарный толчок в Латинской Америке, породивший ацтеков, инков и некоторые другие индейские этносы; толчок в Южной Африке в конце 18 века, породивший этнос зулусов. Упоминаются также толчки, которые сам автор относил к гипотетическим, будучи не уверенным в том, связать ли с пассионарными толчками некоторые исторические события, такие как возвышение Альморавидов или сопротивление Ирландии завоеванию.

В связи с огромным поднятием активности Китая, Японии, Ирана, Ирака в XIX–XX вв. дискутируется вопрос о десятом пассионарном толчке, произошедшем в конце XVIII века.

Цикл развития этноса

Началом этногенеза является формирование на определённой территории устойчивой и способной к расширению популяции с отличным от окружающих стереотипом поведения.

График, изображающий зависимость пассионарности этнической системы от времени её существования. По оси абсцисс отложено время в годах, где исходная точка кривой соответствует моменту пассионарного толчка, послужившего причиной появления этноса.

По оси ординат отложено пассионарное напряжение этнической системы в трёх шкалах:

1) в качественных характеристиках от уровня P2 (неспособность удовлетворить вожделения) до уровня Р6 (жертвенность);

2) в шкале «количество субэтносов (подсистем этноса) индексы n+1, n+3 и т. д., где n – число субэтносов в этносе, не затронутом толчком и находящемся в гомеостазе;

3) в шкале «частота событий этнической истории».

Типичный этногенез состоит из следующих стадий:

0 лет (начало отсчёта). Толчок или дрейф. Как правило, не отражён в истории.

0–150 лет. Инкубационный период Рост пассионарности. Отражён только в мифах.

150–450 лет. Подъём. Быстрый рост пассионарности. Сопровождается тяжёлой борьбой и медленным расширением территории.

450–600 лет. Акматическая фаза, или перегрев. Колебания пассионарности около максимума, превосходящего оптимальный уровень. Быстрое увеличение могущества.

600–750 лет. Надлом. Резкий спад пассионарности. Гражданские войны, раскол этнической единицы.

750–1000 лет. Инерционная фаза. Медленный спад пассионарности на уровне около оптимального. Общее процветание.

1000–1150 лет. Обскурация. Спад пассионарности ниже нормального уровня. Упадок и деградация.

1150–1500 лет. Мемориальная. Сохранение только памяти о жизни этноса.

1150 лет–неопределённо долго. Гомеостаз. Существование в равновесии со средой.

По Гумилёву, Россия и Русь – это два разных этноса. Пассионарный толчок российского суперэтноса произошёл на рубеже XIII века. Следовательно, наш возраст – около 800 лет. Сейчас цивилизация проходит инерционную фазу. Характеризует отказом от внешней экспансии, освоением ландшафта, накоплением культурных ценностей. Через 300 лет сменится упадком и деградацией.

Система и Антисистема

Ещё одна важная тема, про которую много писал Гумилёв и которая напрямую не относится к этногенезу.

Система – это обычное представление, когда народы живут за счёт труда на своей территории, за счёт использования особенностей своего кормящего ландшафта, имеют одинаковые нравственные и культурные ценности, например, христианство в христианских странах, или ислам в мусульманских, занимаются творчеством, создают свою национальную культуру. При этом цивилизация находится в гомеостазе с природой, поддерживая её существование, обновляя и улучшая.

Человеку же с раздвоенным мировосприятием, который оказался на стыке двух этносов (таких людей Гумилёв называет этнической химерой) живётся очень непросто. Мир для него плохой. Такие люди собираются вместе и вырабатывают теории, философии, религиозные представления, из которых следует, что мир плох и лучше бы его и вовсе не существовало. В радикальном варианте это отношение переносится на всю экосистему, которую цивилизация начинает прямо истреблять или хищнически эксплуатировать.

«До походов Александра Македонского эллины не знали иудеев, а иудеи не обращали внимания на «явана» – ионян. Зато в селевкидской Сирии и птолемеевском Египте они оказались соседями. Иудеи изучили Платона и Аристотеля, эллины – Библию в переводе на греческий язык. Оба этноса были талантливы и пассионарны, но из контакта их мироощущений возник гностицизм – грандиозная увлекательная антисистема».

Традиционно выстраиваемая в исследовательской литературе «еретическая цепочка» преемственности выглядит примерно так: гностицизм-манихейство-павликианство-богомильство-альбигойская ересь и катаризм. В силу внутреннего противопоставления ортодоксальному христианству и противостоянию, гностические идеи традиционно всплывали на поверхность в мощных политических протестных течениях и восстаниях.

В наши дни антисистемой можно назвать такой тренд, как продвигаемую западом борьбу за углеродную нейтральность, которая, фактически означает уничтожение жизни на планете: истребление животных и лесов, сокращение численности населения (чтобы не дышали, не участвовали в обменных процессах и не производили СО2). Не случайно эти программы традиционно связывают с различными тайными обществами и закрытыми элитарными кругами.

Один из прогнозов на XXI век

Такой вариант развития событий для России предложил на Гумилёвских чтениях в 2023 году некто Вячеслав Ермолаев.

По его предположениям, поведенческие изменения в России за последние 500 лет сводятся к последовательной смене разных режимов поведения. Затем они вновь повторяются, но уже в других конкретно-исторических условиях. 2000 год – конец фазы надлома и начала инерционной фазы.

1. Времена, близкие к рубежам столетий, становятся временем более или менее катастрофического крушения ранее сложившегося уклада. Так, русские люди конца XVI – начала XVII веков очень точно назвали свою эпоху «Смута».

2. После каждой Смуты Россию приходится собирать заново, но уже на иных поведенческих основаниях. Сборка, как правило, заканчивается к 25 году столетия.

3. Времена, близкие к серединам, то есть 50 году столетий, представляют эпохи усиления российского влияния. Тут Россия силой и не без триумфа навязывает своё поведение за своей суперэтнической границей.

4. После каждого Триумфа ослабленное пассионарное состояние вынуждает проводить либеральные реформы «сверху». Закономерной реакцией на них становится стагнация. Например, такое время в советском периоде именовали «Застои». Оно проявляет себя около 75 года столетия.

Цикл в 25 лет объясняется тем, что это примерный интервал смены поколений.

Что почитать

1. Гумилёв «Конец и снова начало» – цикл открытых лекций в одном сборнике. Огромный объём информации, много исторических фактов, полностью раскрыта вся теория, нормальный человеческий язык. Достаточно для получения комплексного знания о мировой истории.

2. Гумилёв «От Руси до России» – целиком посвящена Руси, её зарождению, расцвету и упадку. Россия, которая по Гумилёву совсем другой этнос, описана совсем кратко. Развивается евразийская теория, о том, что никакого особого татаро-монгольского ига не было, а было совместное русско-монгольское государство.

3. Гумилёв «Этногенез и биосфера» – главный труд. Рассчитан не на широкого читателя, а на научную дискуссию, так что довольно тяжёл для восприятия.

4. Шпенглер «Закат Европы» – альтернативный взгляд на развитие цивилизаций. Мало фактов, много философии.

5. Рей Далио «Принципы изменения мирового порядка» – популярная книжка от владельца американского инвестиционного фонда. Представляет собой упрощённый и адаптированный для западного читателя пересказ Гумилёва (разумеется, без всяких ссылок на первоисточник). На любителя.

Что запомнить

1. Цивилизации похожи на организмы, которые развиваются и взаимодействуют друг с другом по эволюционным принципам – конкуренция за ресурсы, видоизменение, заимствование признаков.

2. Активность цивилизации зависит от пассионарности – доли социально активных индивидуумов. Чим их больше, тем энергичнее ведёт себя цивилизация, что может выражаться как во внутренних конфликтах, так и во внешних войнах. С их истреблением общество становится всё более слабым, инертным и беспомощным. Когда начинают доминировать субпассионарии, происходит маргинализация и распад.

3. Всплески пассионарности могут быть связаны с влиянием космологических факторов (скорее всего, вспышки солнечной активности) на определённые регионы планеты. Каждый такой всплеск сопровождается рождением мутантов-пассионариев и резким ростом агрессивности цивилизации.

4. Цикл развития цивилизации длится около 1200 лет, проходя несколько стадий с принципиально разными моделями поведения. Россия зародилась на границе XIII века, 800 лет назад. Сейчас мы находимся в инерционной фазе, которая означает 300 лет процветания, после чего придёт упадок.

5. Помимо Системы (или нормальной цивилизации), развиваются также Антисистемы – культуры, в которых мир считается злом, а энергия тратится на его истребление. Идеологически их выражением служит гностицизм и гностические культы. В наши дни самым ярким проявлением Антисистемы стала климатическая повестка из которой выводятся программы уменьшения количества людей, животных и деревьев. И конечный идеал – мёртвая Земля, на которой нет никаких выбросов (потому что нет никакой жизни).