Один мужик в Голландии в XV веке написал книжку «Похвала глупости», почему бы мне не написать о вреде чтения?
Чтение и книжки все хвалят. Особенно любят рассказывать про исторических персонажей, которые много читали и потому были очень умные. Сталин, Ленин, Рузвельт. Иван Грозный. Ещё есть куча мотиваторов от разных гуру – откладывайте по 10% от зарплаты, подтягивайтесь по 5 раз, читайте по 20 страниц в день. Даже курсы скорочтения придумали. Как по мне, это как курсы быстрого секса – то, от чего человек должен получать удовольствие, учат завершать максимально быстро.
На днях попалась статья, автор которой перечислял полезности от чтения. Там были примерно такие аргументы: улучшает речь, повышает грамотность, расширяет эрудицию, даёт информацию о жизни в других странах и других исторических эпохах. На самом деле минусов тоже хватает.
И чем же вредны книжки?
1. Чтение резко ухудшает коммуникативные навыки. Просто потому, что литературная речь и разговорная имеют абсолютную разную структуру. В книгах длиннее предложения, сложнее обороты, другой порядок слов. На слух эти конструкции плохо воспринимаются и строить их на лету довольно тяжело. Это азы радио- и тележурналистики. Первое, чему их учат – разнице между текстом для чтения и текстом для слушания. Читая книги, вы не приобретаете убедительность и красноречие, а наоборот, постепенно разучаетесь просто и понятно говорить с людьми. Если не верите – попробуйте со своим Гегелем пойти и переспорить тётку на базаре или чебурека, который продаёт шаверму.
2. Чтение замедляет скорость мышления. С каждой прочитанной книгой будет пополняться ваш словарный запас, а также общий объём усвоенных идеи, фактов, концепций. Рано или поздно ваш мозг превратится в забитый хламом чердак, где невозможно ничего найти. В итоге на каждую простую операцию вам потребуется тратить всё больше и больше ресурсов.
3. Чтение ухудшает память. Ровно по этой же причине. Чем больше объём информации (из которой большая часть вам никогда не пригодится), тем тяжелее вспоминать. Именно этим, кстати, объясняется лучшая память у детей – у них голова ещё не забита разной дрянью. Врёт тот, кто говорит, что от книг упражняется память. Память больше связана с вниманием – пробуйте, например, не бездумно бежать по улице из одной точки в другую, а подмечать больше разных особенностей в пейзаже, в людях. Это одно из базовых упражнений для прокачки памяти.
4. Чтение делает нерешительным. Человек с простым мировоззрением, взятым из реальности, знает, кто прав, кто виноват и что ему делать. А начитавшийся книжек интеллигент сидит и размышляет – вроде и те неплохие ребята, и эти по-своему правы, а может, как раз в этом и есть сермяжная правда… Каждая новая книжка содержит свои идеи и аргументы, которые нужно как-то пристроить ко всему остальному. В итоге, когда дело доходит до важных действий, вроде драки или принятия финансовых решений, он не может выбрать, что делать и проигрывает. Для жизни набор простых и чётких правил гораздо полезней, чем сложные интеллектуальные построения.
5. Чтение не даёт жизненного опыта. Изучение жизни по книжкам – заведомо пустое дело. Реальность всегда богата нюансами, которые ни в одной книге учесть не получится. Плюс к этому книги могут содержать огромное количество сомнительных или прямо вредных программ. Мне, например, в своё время в личной жизни сильно навредило увлечение Достоевским. Казалось, что все вот эти безумные страсти – это нормально и очень красиво. Прошло много времени, пока понял, что главным требованием к любому человеку должна быть его адекватность, а всё остальное выстраивается уже сверху.
6. Чтение отучает от самостоятельного мышления. Действительно, зачем думать своей головой, если по любому вопросу можно покопаться и найти мнение куда более авторитетных источников. Рано или поздно при таком подходе способность размышлять самому вообще атрофируется. Всё равно, что человек, привыкший всегда ездить на машине, рискует отучиться ходить своими ногами.
7. Чтение никак не связано с грамотностью. Умение находить и исправлять ошибки вообще никак не коррелирует с эрудицией или интеллектом. Это врождённая и слабо тренируемая способность, вроде абсолютного слуха или умения садиться на шпагат. Во всех редакциях и издательствах, где я работал, корректоршами были совершенно простецкие тётки, которые при этом не пропускали ни одной ошибки. И наоборот, утончённые господа журналисты с высшими образованиями и начитанностью, запросто писали с чудовищными косяками.
А хоть что-то хорошее есть?
Чтобы совсем уж не вдаваться в критиканство, предложу и список полезностей.
1. В молодости стоит прочесть определённый минимум книг, чтобы более-менее понимать культурный код мира, в котором живёшь. Хорошим примером может быть, например, известный список из 100 книг Бродского. Прочитал, хотя бы самым поверхностным образом – и ты уже образованный человек, а не копошащаяся биомасса.
2. Чтение развивает фантазию и воображение. Требуются определённые интеллектуальные усилия, чтобы построить пейзаж или внешность человека по описанию, проследить за нитью спора или борьбой характеров.
3. Чтение развлекает. На том же уровне, как хороший фильм, музыка или компьютерная игрушка. Кто-то читает очередной цикл Вархаммера, кто-то серии Дарьи Донцовой, примерно с тем же настроением, как смотрит сериалы. Можно увидеть кучу миров, прожить много жизней. При этом спецэффекты ничем не ограничены. Книга, прямой способ передачи мыслей из головы в голову, даст 1000 очков вперёд любой компьютерной метавселенной.
4. Чтение поддерживает в трудные минуты. Александр вдохновлялся подвигами Ахиллеса, клал с собой на ночной столик «Илиаду» и кинжал. Джет Ли ссылался на роман «Как закалялась сталь». Верующие черпают силы в своих священных книгах – Библии, Коране, Торе. Я лично, когда было туго, читал «Письма» Сенеки, что настраивало на философский лад и очень помогало. Думаю, что у каждого человека найдутся какие-то свои любимые строки, которые успокаивают.
5. Чтение прокачивает отраслевые навыки. Как инвестировать, как качаться, как проектировать, как программировать, как оказывать первую помощь… Однако помогают они только при грамотном подходе, если не подменять книжной теорией практические навыки. Сначала посмотреть на людей, попробовать самому, набить шишек, и уже потом браться за умные книги. Да и их желательно хватать не какие попало, а выбрав 2-3 фундаментальные для данной отрасли, на которых всё базируется и из которых переписывают все остальные.
В общем, чтение не такая однозначная вещь, как может показаться. Главное, как и во всём другом – понимать, для чего вы открываете книгу и что хотите от неё получить.